ПОИСК МОГИЛЫ
Фамилия
Инициалы
Год рождения
Год смерти
image

Брог Соломон Иосифович

Brog Solomon Iosifovich

1971 г. c.

Соломон Иосифович Брог



(1898- 1971) – дирижер, музыкант, педагог. Окончил Ленинградскую консерва- торию по классу скрипки (руководитель – О. А. Налбандян) и по классу дирижирования (руководитель – А. В. Гаук), он внес немалый вклад в культурную жизнь Ленинграда 1920-1960-х гг. С.И. Брог являлся руководителем ряда ленинградских театров, Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, дирижером оркестра Фабрики граммофонных пластинок, около 30 лет возглавлял центральную музыкальную библиотеку Мариинского театра. В истории отечественной музыки еще немало белых пятен, особенно это ощущается в нашем ХХ веке, когда казалось уже многое известно и попало на страницы Интернета. Среди деятелей культуры, оказавшихся в забвении можно найти и имя Соломона Иосифовича Брога, сыгравшего определенную роль в музыкальной жизни довоенного Ленинграда. Его биография была типичной для поколения того времени. Он родился в семье конторщика в местечке Ясвойни в Ковенской губернии (территория современной Литвы) 19 августа (по другим сведениям – 19 ноября) 1898 года. Несмотря на свой невысокий социальный статус, семья Брогов стремилась дать своим детям хорошее образование. Обе сестры С. И. Брога в дальнейшем стали музыкантами: Ревекка Иосифовна была скрипачом в оркестре Малого оперного театра, а Сарра Иосифовна работала виолончелистом в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в Ленинграде. Рано проявившиеся способности С. И. Брога были замечены, и он поступил в Императорское Екатеринославское музыкальное училище, после его окончания в 1920 году стал студентом недавно открывшейся Екатеринославской консерватории. Недолгое время он учился в Коммерческом институте на юридическом факультете, но вскоре понял, что его истинным предназначением была музыка. Семья Брогов была небогатой, работал только один отец – Иосиф Соломонович. И Соломон Иосифович с юности должен был думать о заработке. Еще учась в Екатеринославском музыкальном училище, он, начиная с 1918 года, играет на скрипке в кинотеатрах и симфонических оркестрах, дает частные уроки. Примечательно, что 1922 год стал для Соломона Иосифовича судьбоносным, получив командировку от Культотдела Совета Союзов, он подает заявление в Петроградскую государственную консерваторию для обучения по классу скрипки, которым тогда руководил известный музыкант и педагог О. А. Налбандян, один из учителей знаменитого Яши Хейфица. С. И. Брог не только успешно овладевает искусством игры на скрипке, но и активно участвует в общественной жизни консерватории как «студент- выдвиженец», являясь членом цехкома оркестра оперной студии, секционером Ленинградского совета, делегатом студенческих конференций. 1920-е гг. было трудное время для страны, не только в политическом плане, но и материальном. В своей анкете за этот период С. И. Брог был вынужден констатировать о перерыве в своей учебе в Ленинградской консерватории: «в голодные годы играл в оркестре» [1, л. 14]. С. И. Брог неоднократно подает прошение о невзымании платы за учебу, затем становится стипендиатом. Однако в консерватории у С. И. Брога проявился большой интерес еще к одному роду музыкальной деятельности – дирижированию. В 1928 году он подал просьбу в Правление Ленинградской консерватории о прохождении курса «дирижерского отдела». Его будущим руководителем должен был стать ученик Н. А. Римского-Корсакова, директор Ленинградской филармонии профессор дирижерского и оркестрового класса исполнительского факультета консерватории Н. А. Малько. Заявление С. И. Брога было удовлетворено, но Н. А. Малько в 1929 году уехал заграницу, где выступал с симфоническими концертами и обратно уже не вернулся. Его класс был передан не менее прославленному дирижеру и педагогу А. В. Гауку, воспитавшему целую школу отечественных дирижеров – Е. А. Мравинского, Н. С. Рабиновича, А. Ш. Мелик-Пашаева и др. Среди его учеников был и С. И. Брог. В 1931 году он дал такую характеристику ему: «Студент Брог С. О. работает на д.[ирижерском] отд.[елении] под моим руководством два года и сделал заметные успехи. Хороший слух, работоспособность, культурность, знание оркестрового дела дает возможность думать, что при условии дирижерской работы его на оркестре из него сможет выработаться хороший и добросовестный дирижер» [1, л. 22]. В 1929 году С. И. Брог успешно заканчивает класс скрипки, сдав все «теоретические и общественные предметы», а в 1933 году получает уже диплом по классу дирижирования консерватории. В конце 1920-х – в первой половине 1930-х гг. С. И. Брог еще реализовывается как талантливый педагог, преподающий в средних специальных музыкальных учебных заведениях Ленинграда. 1930-е гг. – это время становления и расцвета советского радиовещания. При практическом отсутствии других аудио и визуальных источников информации, оно завоевывало города и села советской страны. Кроме Центрального радиокомитета в Москве появляются региональные отделения в крупных населенных пунктах СССР. Особое место среди них занимает Ленинградский радиокомитет, обладавший развернутой структурой, в которой определенное место было отведено симфоническому оркестру, которым дирижировал С. И. Брог. В силу ряда причин о его репертуаре можно в основном судить по выпущенным граммофонным пластинкам. Кстати, на этикетках грампластинок у Брога проставлены инициалы – С.О. (отчество Иосифович было русифицировано как Осипович, такая трансформация видна и в некоторых его документах еще консерваторского периода). Примечательно, что более 80 записей оркестра включали симфоническую музыку к балетам П. И. Чайковского, музыкальное сопровождение к партиям из нескольких десятков опер и оперетт отечественных и зарубежных композиторов, массовых песен советских авторов, танцевальной музыки и т.д. Среди певцов-вокалистов, работавших с оркестром С. И. Брога можно назвать: Г. М. Нэлеппа, П. М. Журавленко, А. П. Атлантова, Д. Я. Пантофель- Нечецкую, Б. О. Гефта, В. Л. Легкова и многих других. В 1938 году С. И. Брога пригласили в качестве музыкального консультанта и главного дирижера оркестра Фабрики граммофонных пластинок в Ленинграде. Следовало сказать, что, несмотря на то, что это было относительно новое предприятие, оно быстро набирало обороты в своей деятельности и имело в своей структуре студию звукозаписи. Бесспорно, что существенную роль в грампроизводстве играет репертуар. Следовательно, на музыкального консультанта, на должность которого был назначен С. И. Брог, ложится большая ответственность за выбор симфонических сочинений, массовых песен, эстрадных произведений и т.д. Как дирижер, С. И. Брог в определенной степени последовал примеру известного руководителя танцевального оркестра Ф. Ф. Криша. В программу своего инструментального коллектива С. И. Брог часто включал произведения мало знакомые широким массам, но интересные по своему звучанию. Примечательно, что в исполнении его оркестра танцевальная музыка хорошо известная в репертуаре духовых оркестров гармонично сочеталась с танго и фокстротами зарубежных авторов и советских композиторов. Начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула многое из того, что удалось сделать С. И. Брогу. Прежде всего, был расформирован Малый симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, с августа 1941 года оказалась законсервированной фабрика граммофонных пластинок в Ленинграде. Осенью 1941 года С. И. Брог вынужден был искать себе новое место службы – и в сентябре устраивается на работу в качестве заместителя заведующего музыкальной библиотекой Ленинградского государственного театра оперы и балеты имени С. М. Кирова. В это время Кировский театр эвакуируется в Молотов. Как вспоминал С. И. Брог: «В 1943 г. я вместе с шефской бригадой Театра созданной в Молотове выехал в части Краснознаменной Балтики и Волховского фронта в Кронштадт и II-ую Ударную Армию за что бригада имела ряд благодарностей» [2, л. 3]. В 1944 году театр возвращается в Ленинград и С. И. Брог назначается на должность заведующего его музыкальной библиотекой. Дальнейшая его судьба была связана именно с библиотекой Кировского театра. Он неоднократно получал благодарности за переписывание целых партитур, выполняя эту задачу самостоятельно или в числе коллектива. В частности, он подготовил партитуры: голосов для оркестра оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в редакции Д. Шостаковича, а также «Тихого Дона» И. Дзержинского. К сожалению, дирижерская карьера С. И. Брога по сути дела оказалась завершенной в послевоенный период. В 1950-е гг. он дирижировал музыкальным сопровождением в спектаклях Хореографического училища, как отмечалось в благодарственном листе: «С. И. Брог, не являясь штатным дирижером театра, сумел быстро выучить партитуру и провел спектакль» [2, л. 11]. Последней признанной его удачей стала дирижерская работа над балетами «Сильнее любви» и «Озорные частушки», за которую он получил диплом первой степени на Всесоюзном фестивале самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. 9 июля 1971 года он был исключен из штата тетра в связи со смертью. За свою деятельность С. И. Брог был награжден медалями – «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 250-летия Ленинграда».

После модерации ваш рассказ будет опубликован на этой странице

ЗАПИСКИ

Здесь можно оставить информацию родственникам или написать что-то краткое об этом человеке