ПОИСК МОГИЛЫ
Фамилия
Инициалы
Год рождения
Год смерти
image

Скоморовский Яков Борисович

Skomorovskiy Yakov Borisovich

1889 – 1955

Яков Борисович Скоморовский



Один из наиболее видных представителей ленинградской джазовой школы наряду с Г.Ландсбергом и А.Семеновым. Из джазовых музыкантов, работавших в основном в Ленинграде, он оставил самое значительное фонографическое наследие. Однако в отечественной джазовой историографии ему уделено очень мало места, тогда как этот музыкант заслуживает явно большего. Биографические сведения о нем довольно скудны (особенно в раннем и позднем периодах его жизни). большую часть жизни проводивший на гастролях в Советской России, в Ленинграде и на московском радио делавший записи арий опер Моцарта с советскими оперными певцами, был в середине 20-х годов поражен талантом рыжеволосого трубача-солиста. Условием своего следующего контракта с МАЛЕГОТ Себастьян поставил участие Скоморовского, который к тому времени уже полтора года играл в Теа-Джазе Леонида Утесова и не слишком аккуратно относился к ежедневным репетициям симфонического оркестра. Это было в 1929 году. Вскоре после этого Яков Скоморовский навсегда уходит из театра, отдав себя целиком джазу. О периоде его работы в театре напоминает фантазия на темы из оперы Римского-Корсакова "Золотой Петушок", открывающаяся соло засурдиненной трубы. Скоморовский знакомится с Леонидом Утесовым в 1928 году и спустя несколько месяцев уже играет в первом составе его Теа-Джаза, дебютировавшем, кстати, на сцене МАЛЕГОТа. Репетиции проходили в огромной квартире Скоморовских на Конногвардейской улице (ныне ул. Перовской). Однако через год Скоморовский покидает и театр, и Утесова. Их мнения насчет того, каким должен быть оркестр, резко разошлись: Скоморовскому, инструменталисту-виртуозу с рафинированным вкусом, претила театрализация джаза и включение в него сочинений доморощенных авторов, мягко говоря, не высшей пробы. Практически все записи 1932 - 1933 и 1937 - 1938 годов, сделанные Скоморовским со своим оркестром - это сочинения зарубежных авторов. Исключение было сделано лишь для музыки, сочиненной им самим, его братом Александром - талантливым пианистом, руководившего своим собственным джаз-ансамблем, Дунаевским и Николаем Игнатьевым, лучшим джазовым аранжировщиком Советской России конца 20-х - начала 30-х годов. - "Бескозырка", "Земляки", "Краснофлотская улыбка", "В лесу прифронтовом", запечатлевшие резкий поворот от инструментальной музыки к советской патриотической песне и одновременно падение уровня исполнения, сведшегося к простому аккомпаниаторству певцам, имена которых прочно забыты. После войны оркестр уже не записывается, а музыканты все чаще играют порознь, например, в оркестре Юзефа Скоморовского, который появлялся на танцевальных вечерах в домах культуры (например, в д/к им. Капранова на Московском проспекте за Обводным каналом, - тогда проспекте Сталина), состав его резко сокращается, а с приходом к власти в Ленинграде нового секретаря горкома Толстикова культурная жизнь в Ленинграде начинает замирать, и даже громкое имя и довоенные заслуги не могли спасти коллектив Скоморовского от окончательного распада. Руководитель прославленного джаза довоенной поры, трубач и дирижер Яков Борисович Скоморовский скончался в Ленинграде в 1955 году.

После модерации ваш рассказ будет опубликован на этой странице

ЗАПИСКИ

Здесь можно оставить информацию родственникам или написать что-то краткое об этом человеке